Про литературу и копирайт

Владимир Близнецов.

Хочется затронуть весьма банальную и больную тему. А именно – авторские права в литературе. По этому поводу высказывались неоднократно все, кому не лень. Попробую внести свои пять копеек. Ничего нового не скажу, но хоть выскажусь.

Начнём с главного. Моя позиция: скачивать книги бесплатно в интернете – нехорошо. Вот нехорошо и всё. Воровство это.  Но, как правило, большинство людей воровством это не считает. Такой феномен свойственен именно России, ибо любовь к халяве - в крови. Не хочу лезть в дебри истории и выискивать истоки такой любви, но этот факт надо принять. Многие им вообще гордятся. В Европе тоже всё не так безоблачно, но не в таких масштабах.

Я попытался собрать в кучу несколько самых популярных позиций, активно ворующих  качающих книги на халяву. Вот что получилось.

1) Художник должен быть голодным! Тут все понятно. Люди, отвечающие так, – идиоты. Но вроде как борются за чистоту искусства так, как это понимают. Они искренне уверены, что писатель просто-таки обязан писать бесплатно, а вкалывать может и на другой работе. Хоть инженером, хоть сторожем. А если смеет что-то вякать про гонорары, то – вон из искусства! Денег захотел! Исписался!

2) Скачивая на халяву, я создаю автору популярность. Пусть еще спасибо скажет. Отвечающие так ставят себя выше писателя.  И - как это не парадоксально - именно этим обосновывают своё право не платить.

3) Я бедный-несчастный: денег нет, а читать ну очень уж хочется. Вот и приходится. Такие люди где-то глубоко в душе понимают, что поступают нехорошо - и оправдываются.

4) Бумажные книги дико дорогие! Потому что издательства обдирают авторов, оставляя 95% прибыли себе! Эти люди не понимают, как устроен книжный бизнес.

5) Руки сами тянутся набрать в поисковике «скачать бесплатно». Ага. Человек слаб, против природы не попрёшь, не мы такие – жизнь такая.

А как-то я встретил и такой ответ:

6) Мне плевать. Пусть эти писатели вообще все передохнут, всё стоящее уже написано, на мою жизнь чтива хватит. Как говорится, без комментариев.

Есть еще ряд идейных борцов с копирайтом. Они ратуют за то, чтобы вся так называемая "интеллектуальная собственность" стала общественной. Но их оставим. Таким ничего не докажешь.

На самом деле почти все вышеперечисленные считают, что написать книгу – плёвое дело. Сиди да стучи по клавишам, зарабатывай миллионы. Как правило, эти люди в жизни не написали ничего длиннее школьного сочинения.

Теперь «даю установку»: писательство – это работа! Не хуже, чем у инженера, бизнесмена, врача, геодезиста и т.п. И вот этого люди никак не хотят понять. Особо чувствительные начинают вопить: «Какая это, к чёрту, работа?! Тут же музы, вдохновение, божественный дар! Писатели – властители дум! А вы всё сводите до ремесленничества и бабла?! Пойдите вон!»

Но давайте начистоту. Литературу делают профессионалы. Жанровую – тем более. Попробуйте на секунду представить – за вашу работу перестали платить. Что сделает нормальный человек? Уволится, пойдет искать другое место. И писатели пойдут, будьте уверены. В учителя, менеджеры. Может кто-то из них и будет что-то пописывать на досуге, но так - медленно и по мелочи. Представили? И что случилось с литературой? Она умрёт.

Кто-то возмутится: «Да как же так? Наоборот! Избавились от барыг, пишущих ради денег! Нынче-то и начнется расцвет! Ведь Настоящий писатель всё равно будет творить!»

Ага, размечтались!

Но представим такую гипотетическую ситуацию: пара бескорыстных гениев продолжает писать. Чисто ради искусства. Ну и куда им податься? Только в сетевой «Самиздат» и прочие сайты вроде «проза.ру». На том же «Самиздате» зарегистрировано более сорока тысяч графоманов. (40000! Представьте себе!) Из них, положим, 100-200 пишут приемлемо (пишут сейчас. Как только пропадет стимул быть изданным, останутся те двое, о которых говорилось выше). И этих гениев вы никогда не найдете среди болота графоманов. Да у кого есть время искать?

"Хорошо, - скажете вы. - Мы согласны платить лично автору за труд". С этой идеей сейчас носится пол Рунета - наиболее честная, но недалекая. Многие авторы специально проводили эксперимент: выкладывали новое творение в сеть для бесплатного доступа и давали номер электронного кошелька с девизом «кто сколько может». Конец немного предсказуем. Тот же Лукьяненко сделал акцию «проголосуй рублем!». А именно, попросил всех, кто потенциально согласен платить автору за труд лично, перевести на "Яндекс-кошелек" 1(!) рубль. По результатам на это согласны менее шести процентов друзей уважаемого доктора.

Можно рассмотреть еще один миф, которым прикрываются халявщики – «издательства воруют!». Всякого рода знатоки возмущаются: «Вы посмотрите, какие дорогие книги! 300 рублей! А знаете, сколько из них получит автор? 5 рублей! А остальное хапает жадное издательство!»… и идут, качают на халяву. Хотя по их же логике, они не против заплатить автору, коли бы не жадное издательство. Оправдывались-оправдывались и сами себя в тупик загнали. Гы.

Давайте хоть чуть-чуть пошевелим мозгами: 300 рублей стоит книжка. 5 (условно) идёт автору. Сколько-то - типографии, сколько-то - художнику, сколько-то - редактору, верстальщику, корректору. А еще – аренда офиса, оплата электричества, зарплаты сотрудников и т.д. И сколько же с экземпляра получает издательство? Никак не 95%. А ещё не стоит забывать про книжных оптовиков и розничные сети, где на книгу накручиваются свои проценты. Весьма внушительные.

Есть определенная категория людей, которые утверждают, что книгам дома нет места! Поэтому качают электронные. О'кей, я понимаю, сам в ближайшем будущем собираюсь купить ридер. И это не оправдание. Есть официальные электронные библиотеки – «ЛитРес», например. Книги там дешевле бумажных в разы (вы не оплачиваете накрутки магазинов, бумагу и работу типографии). Не видел ни одной дороже сотни. В среднем – 30-40. Неподъемная сумма?

Напоследок пару слов о гонорарах. Почему-то многие уверены, что они баснословные. Мне не очень понятно, откуда взялся этот миф, но он устойчив. На самом деле – эти слухи сильно преувеличены. Хорошо живут разве что авторы проектных серий типа "Метро-2033" и "S.T.A.L.K.E.R." А еще - кому повезло напечататься за границей (из тех, у кого издательства не выкупили права на переводы).

Итак.

1) Я уверен, что издательства нужны! Они выполняют роль фильтра, отсеивая тысячи бумагомарак. Чтобы до читателя доходило то, что можно читать. Не будет издательств - не будет фильтра, и литература умрёт. Захлебнётся в графомании.

2) Писатель-профессионал должен получать за свою работу деньги. Как и любой профессионал, доказавший, что он – профессионал. И так в любой сфере. И запомните: писатели пишут за деньги, а не ради денег. (с)

P.S. Есть несколько довольно унылых тезисов против копирайта.

1) Любую музыку и фильмы можно скачать бесплатно. Но музыканты и акулы кинобизнеса живут припеваючи. Ага. Только музыканты все деньги зарабатывают концертами. А киношники – в первые недели проката в кинотеатрах.

То есть тем, чего писатель лишён.

2) Можно же сходить в библиотеку и взять любую книгу бесплатно! Это разве не халява? Халява-халява. Но количество книг в любой библиотеке ограничено. К тому же для того, чтобы сходить в библиотеку, надо оторвать задницу от дивана.

А чтобы ее не нужно было отрывать, советую пройти в КНИЖНЫЙ МАГАЗИН!

Получай новые статьи, новости и интересные материалы к себе на почту!!

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Было интересно? Поделись с друзьями в социальных сетях! Достаточно одного клика...
Мне интересны мои читатели! Пожалуйста, добавь меня в друзья!

Нет похожих статей.

Рубрика: Статьи о литературе. Метки: , . Добавьте постоянную ссылку в закладки.

9 отзывов на Про литературу и копирайт

  1. Да, к сожалению так и есть. Труд писателя трудоемкий и не благодарный!!! Я имею ввиду настоящего писателя! Кстати, вы еще забыли написать, что те, кто скачивают бесплатно чью-то книгу, они тем самым дают заработать тем, кто ее бесплатно выложил. Ведь там, кажись за скачивание копеечка идет :)

  2. Да-да. Если это воруется через файлообменники — то еще и деньги пиратам. + на рекламе пираты зарабатывают, потому что посещаемость в электронных библиотеках высокая.

  3. Игорь пишет:

    Отличная статья. Все вышесказанное относится и к музыке, и к программному обеспечению, и к книгам в том числе.

  4. Михаил пишет:

    Все правильно. Только, к сожалению, этот процесс все-таки уже, наверное, необратим. С другой стороны — хоть ворованое народ читает, а не только тупо смотрит в телевизор!

  5. Константин пишет:

    Полностью согласен с автором. И хотелось бы отметит — очень профессиональная техника написания статьи, причем для людей, Вы случайно копирайтером не работаете?

    • Владимир пишет:

      Нет, копирайтером не работаю. И вообще, для автора это первый опыт публицистики.

      • Дмитрий пишет:

        Владимир, блестяще! Отличный образец публицистики. Правда я имею особую точку зрения на проблему, которую даже такой блестящей статьёй решить не удастся. В данном случае вы выступаете исключительно с точки зрения писателя. Имеете право. Но если бы мне пришлось платить за каждую прочитанную книгу 40 рублей… я бы думал иначе.

        • Я плачу за каждую книгу 200 рублей. Читаю примерно 50 книг в год.

        • Владимир пишет:

          А вам не приходится платить за каждую книгу?

          Я плачу за все, что читаю.
          Кроме, скажем так, классиков. Ибо через 70 лет после смерти писателя, их интеллектуальная собственность становится общественной. ;)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>