Основы издательского дела

Павел Данилов

Мы примерно представляем, как книги доходят от типографии до лотков, но что происходит в издательстве? Как работают эти информационные монстры? Раскрою основы издательского дела.

Строим планы!

Как и в любом виде деятельности, всё начинается с планирования. Объектами планирования являются материальные и финансовые ресурсы, а также план выпуска.

Перечень изданий, которые должны выйти в течение определенного времени с основными характеристиками каждого издания, указанием способа печати, типографии, в которой размещен заказ и составляют план выпуска.

Также немаловажным является и редакционный план, в котором формируется подготовка к редакционной работе каждого издания.

Измеряем запланированное.

В издательском деле давно разработаны свои измерительные величины, которые используются для учета и распределения материальных и финансовых ресурсов, для формирования себестоимости и определения отпускной цены издания.

Основными показателями издательской деятельности можно считать ассортимент выпуска, объем выпуска, тираж и листаж изданий.

Изданием является полиграфически самостоятельно оформленное произведение печати, которое прошло редакционно-издательскую обработку, имеющее установленные выходные данные и передающее информацию.

Именно число таких изданий, выпущенных издательством, называется ассортиментом выпуска.

Подразделяются издания на новые и повторные. Всё, что выпускается издательством впервые или в новом оформлении или в новой редакции, называются новыми изданиями. К повторным относится уже ранее издаваемые издания именно данным издательством. Переизданием также считаются и исправленные, дополненные, расширенные, стереотипные и пересмотренные издания.

Общее число экземпляров издания называется тиражом. А общим тиражом издательства – сумма тиражей всех изданий, выпущенных за какой-то определенный срок.

Тираж – это мера подсчета отдельных единиц издания – экземпляров, но само издание также должно чем-то характеризоваться. Мерой измерения самого издания выступают три величины: авторский лист (обычно только этот вид характеристики интересует автора, поскольку определяет размер авторского оригинала), издательский лист и печатный лист.

Авторский лист равен сорока тысячам знаков прозаического текста, включая пробелы между словами, знаки препинания и цифры или семистам строкам стихотворного произведения. Подсчет можно произвести с помощью функции «статистика» в текстовом редакторе.

В издательский лист входит не только написанное автором, но и весь остальной материл издания: заголовки, выходные данные, аннотация, редакционное предисловие и т.д.

Единицей же измерения объема полиграфически оформленного издания является печатный лист.

Емкость печатного листа, т.е. число печатных знаков в печатном листе не является величиной постоянной. Поэтому используется коэффициент емкости условного печатного листа – отношение объема издания в учетно-издательских листах к объему его в условных печатных листах. Величина коэффициента показывает вместительность условного печатного листа.

Именно поэтому важен формат издания. Ведь издателю нужно подобрать наилучший коэффициент емкости, чтобы было качественное издание, а себестоимость была меньше. Потребители не любят растянутых или наоборот сильно плотных текстов.

Пожалуй, это и есть основы издательского дела.

Вот такой нелегкий путь…

Издательский процесс можно рассматривать как путь от автора к читателю. Ведь вначале автор создает рукопись, затем она попадает в издательство, которое его всячески обрабатывает и направляет в типографию. Из типографии издание попадает в системы распространения и, наконец, конечная точка пути – читатель.

На первый взгляд простой акт подачи рукописи в издательство, на самом деле имеет ряд аспектов, о которых нельзя забывать, как автору, так и издателю.

С момента получения рукописи, издательство и автор вступают в правовые отношения, которые регламентируются «Законом об авторских правах и смежных правах». Нужно точно устанавливать сроки рассмотрения, рецензирования (или его отсутствие), сдачи в печать и выхода произведения в свет, если оно принято, чтобы не было каких-то неприятных для обеих сторон недоразумений.

В общем, нужно уважать труд друг друга.

Получай новые статьи, новости и интересные материалы к себе на почту!!

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Было интересно? Поделись с друзьями в социальных сетях! Достаточно одного клика...
Мне интересны мои читатели! Пожалуйста, добавь меня в друзья!

Нет похожих статей.

Рубрика: Издательское дело. Метки: , . Добавьте постоянную ссылку в закладки.

2 отзывов на Основы издательского дела

  1. Игорь пишет:

    Узнал много нового о работе книгоиздателей. Спасибо.

  2. Елена пишет:

    Мощная, интересная информация! Благодарю!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>